Первый учитель

Влияние первого учителя

image001-3-768x432

В начальной школе у ребенка закладывается фундамент на всю последующую жизнь, и от личности и профессионализма первой учительницы, взаимоотношений в треугольнике «учительница-первоклассник-родители» зависит правильность и прочность этого фундамента.

Школа – первая для ребенка модель общества, в которой принято выполнять не только задания, но и следовать определенным социальным нормам. И первая учительница для ребенка – это первый представитель этого общества, наделенный большими полномочиями и влиянием. Поэтому, перед родителями первоклассника возникают 2 основных вопроса.

  1. Каково влияние первой учительницы на ребенка (по статистике, более 90% учителей начальной школы – женщины среднего возраста), и почему ее роль настолько важна, что часто является определяющей в обучении и развитии ребенка.
  2. Что сами родители могут сделать для того, чтобы установились правильные и хорошие отношения между их ребенком и первой учительницей.

 

Влияние первой учительницы на процесс обучения.

БезымянныйВлияние первой учительницы на первоклассника кажется (и обычно является) практически безграничным. По образному выражению немецкого психолога и специалиста по обучению детей проф. П. Штрука «Если первая учительница говорит, что мяч должен быть угловатым, то все остальные с утверждением, что мяч круглый, не имеют никаких шансов». Фактически это отражает готовность первоклассника оказать полное доверие своей первой учительнице и говорит о том, что влияние первой учительницы на процесс обучения ребенка очень велико.

Любовь и восхищение первой учительницей являются причиной, по которой дети воспринимают «обучение» только от «своей» учительницы и эта мотивация имеет глубокие эмоциональные и личностные корни. Первоклассники почти безоговорочно принимают первую учительницу как неоспоримый авторитет при старте в новую, школьную жизнь, полную неопределенностей и незнакомых опасностей.

Более того, в процессе пробуждения интереса у первоклассников к различным явлениям (например, природным, социальным) влияние первой учительницы играет решающую роль для дальнейшего обучения и выбора призвания. Если первой учительнице удается инициировать и укрепить успехи первоклассника, то ребенок приобретает сильную мотивацию для всего дальнейшего обучения в школе.

Влияние первой учительницы на личность ребенка.

скачанные файлы

Влияние первой учительницы проявляется и в том, что именно она старается способствовать появлению у первоклассника уверенности в собственных способностях, отсутствию страха перед обучением, что достигается преимущественным поощрением усилий и старания ребенка, а не результатов.

Педагогические успехи первой учительницы в первую очередь связаны с ее подходом к ошибкам первоклассников. В современной педагогике существуют и применяются методики, имеющие научное (психологическое, нейрофизиологическое) обоснование и основанные на методе «поощрения ошибок». Суть этих методик связана с обучением детей через «ложные» (т.е. ошибочные) и окольные пути и достижением (к радости ребенка) правильного результата через осознание ошибок.

Простейший пример применения такой методики. Если ребенок в небольшом слове перепутал 2 буквы, то учительница указывает, что все буквы правильные, но 2 надо переставить. И он самостоятельно или с помощью других учеников, может достаточно быстро исправить ошибку. Положительное влияние первой учительницы здесь в том, что ребенок не будет испытывать чувство стыда и неловкости за ошибку и «провал задания» в присутствии своих товарищей, а наоборот, оценив ошибку и найдя правильный ответ, станет более уверенным в своих способностях к обучению.

Как родители могут повлиять на отношения между

первой учительницей и ребенком?

rk2

Безграничное доверие первоклассника к своей первой учительнице и положительное влияние первой учительницы на него еще не означает установления с ней хороших отношений, поскольку взаимоотношения являются более широким понятием. Для того чтобы в треугольнике «учительница-первоклассник-родители» взаимоотношения учительницы и первоклассника были позитивными, родителям необходимо с самого начала соблюдать ряд простых правил.

Необходимо найти возможность подробно и откровенно информировать учительницу об особенностях своего ребенка (например, чего он боится, что ему нравится, чего он избегает и т.п.), чтобы влияние первой учительницы для малыша было только позитивным.

Необходимо находить возможности для регулярных бесед с учительницей, в которых она может получить ответы на свои вопросы по особенностям ребенка, правильной корректировке своего отношения к нему. Учительница, безусловно, оценит то, что родители не вступают в опосредованную (через ребенка) дискуссию, а обращаются к ней напрямую. Что для них на первом этапе важнее не оценки, а адаптация ребенка в школе.

Необходимо находить разнообразные возможности для укрепления влияния первой учительницы и ее поддержки, а также предлагать ей практическое содействие (например, при организации детских праздников, экскурсий и т.п.).

Разрешение напряженных моментов между

первой учительницей и ребенком.

!

Чаще всего напряженные и потенциально конфликтные моменты возникают, когда первоклассник полагает, что отношение к нему со стороны учительницы несправедливое. Такие случаи родителям нельзя оставлять без внимания в надежде, что они исчезнут сами собой. Конфликтные моменты с участием первой учительницы могут оставить глубокий след в сознании ребенка, и поэтому необходимо полностью прояснять проблему и решить ее. Каждый конфликт индивидуален и можно привести только общие рекомендации для родителей. Самое главное – нельзя отзываться об учительнице негативно в присутствии ребенка, необходимо щадить ее авторитет.

Если Вы видите, что влияние первой учительницы на ребенка оставляет желать лучшего, внимательно выслушайте малыша (вплоть до мелочей) и постарайтесь установить причину и обстоятельства, приведшие к напряженной ситуации. Лучше, если ребенок постарается самостоятельно установить причину напряженности.

Нельзя сразу вставать на чью-либо сторону, следует избегать преждевременных выводов о том, кто виноват и почему. Если родители чувствуют, что учительница допустила ошибку, то лучше это связать с особенностями ситуации, а не с недостатками учительницы как педагога или человека.

При подозрении на серьезный конфликт лучше всего обсудить и постараться уладить его вместе с ребенком и учительницей, но нельзя ругать ребенка в присутствии учительницы или позволять учительнице ругать ребенка в присутствии родителей (иначе ребенок перестанет чувствовать их защиту).

Никогда нельзя ставить под сомнение, что ребенок даже при серьезном конфликте с учительницей должен идти в школу.

Роли и влияние первой учительницы и воспитательницы в детском саду (если ребенок ходил в детский сад) принципиально различаются. Ребенок воспринимает воспитательницу обычно как «заместителя мамы» и ждет от нее, в первую очередь, доброго отношения. В школе первоклассник впервые сталкивается с ситуацией, когда он от первой учительницы в первую очередь и в основном ожидает справедливых оценок собственных успехов в обучении. Этот аспект взаимоотношений первоклассника и первой учительницы исключительно важен, а влияние первой учительницы проявляется в том, что их взаимоотношения — это прообраз (пока исключительно призрачный и туманный) будущих отношений с начальником и руководителем

Запись опубликована в рубрике Младший школьник. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Первый учитель»

  1. Ольга говорит:

    На мой взгляд это достаточно объемная информация,чтобы подготовить ребенка к встрече с первым учителе и дальнейшим с ним общением! Всем советую прочитать данную информацию, она заставляет задуматься!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *