Начинающему психологу

Подсказки начинающему психологу учреждения образования

 Вы решили работать психологом в учреждении образования. С чего же начать?

1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.

2. У директора узнай цели и задачи учреждения и под эти цели и задачи составь свой план работы.

  Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне учреждения.
Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана УО.
Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.

3. Твой основной помощник в работе — газета или журнал «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией. Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в ОУ существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.
Если ты в ОУ единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного администрацией учреждения. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

 

6. Основные направления деятельности:

Диагностическое – одно из традиционных направлений

ПОДСКАЗКА 1:

Работая психологом в ОУ,  перед диагностикой задай себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Проводи ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Лучше чаще наблюдай за детьми, общайся с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая работа
Консультативное направление

ПОДСКАЗКА 2:

Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.

 

ПОДСКАЗКА 3:

График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета.

 

ПОДСКАЗКА 4:

Рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Помещай там статьи, помогающие педагогам проводить занятия, популярный тест для эмоциональной разрядки. Напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами.

 

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

ПОДСКАЗКА 5:

Предложи педагогу, занимающемуся с детьми 7 – 8- х классов провести, например, тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят.

7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):

Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
Различные приказы, инструкции.

б) Журналы

Планы работы на месяц.
Журнал консультаций.
Журнал учета групповых видов работ.
Папки с результатами обследований…

 

ПОДСКАЗКА 6:

Завести папки по различным разделам: работа с родителями, работа с педагогами, работа с обучающимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование.

 

ПОДСКАЗКА 7:

Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.
8. Методики
Пользуйся стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяй издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».

9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и администрация ОУ.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.

б) Психолог и коллектив педагогов.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у педагога, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие. Общение с педагогом должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа преподавателей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.

в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.

В запасе имей притчи, которые могли бы выручить, ведь подростки любят проверить компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.

Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!

Запись опубликована в рубрике Молодым специалистам. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *